ДизайнЦвет. Как мы его видим?

Вот мы и подобрались в плотную к самому вкусненькому. Мы уже научились правильно говорить о цвете, узнали как же менялись цветовые предпочтения со временем, а теперь настало время полученные знания расширить и применять. Эта статья - первая часть спринта, который приведёт нас к финалу этой замечательной линейки. Нус, пора бы узнать, как мы видим цвет, не находите? Чего томить, поехали.

Я сразу хотел бы обратить внимание на то, что цвет мы можем ощущать и воспринимать. Ощущение - это чисто физиологический процесс, то есть мы просто видим цвет.

А вот восприятие - процесс куда сложнее, ведь он основан не только на физиологии, но ещё и на психологии, а так же зависит от условий наблюдения(об этом речь пойдёт в следующей статье). Понятие цветовой гармонии строится исключительно на восприятии цвета и его сочетаний, вот почему нужно чётко разграничивать эти два определения.

Трёхкомпонентная теория цвета

Здесь я хотел бы заострить внимание именно на биологическом уровне, то есть разобрать физиологию ощущения. Если не вдаваться в детали, то процесс приблизительно такой: свет проникает внутрь глаза через зрачок, затем преобразовывается в роговице, попадает на хрусталик, который фокусирует перевёрнутое изображение на сетчатке. Участок сетчатки, лежащий чуть в стороне от глазного дна, называется центральной ямкой, в этом месте наблюдается наибольшая концентрация, так называемых колбочек.

Эти самые колбочки и отвечают за то, какой цвет мы видим. Их существует три типа, каждый из которых реагирует на определённый цвет(красный, зелёный и синий), а точнее на волны определённой длинны. Если простыми словами, то наблюдая красную кружку,"красные" рецепторы раздражены больше остальных. А чтобы получить сложные цвета, например жёлтый, нужно возбудить и красные и зелёные колбочки в равной мере. Вот, собственно, и вся трёхкомпонентная теория цвета.

Но почему же она так популярна? Да потому что она много чего объясняет:

  • Во первых сразу становится понятно, почему основными цветами аддитивного смешения (когда новый цвет получается путём смешения двух других, например в старых кинескопах) являются красный, зелёный и синий.
  • Во вторых находится объяснние, почему при различной яркости цвета и освещения мы по-разному ощущаем цветовой тон. То есть, в темноте наш зрительный спектр сужается к трём основным цветам, а при при самом хилом освещении вообще остается сине-фиолетовый цвет. Именно так ночью мы видим снег. А при увеличении яркости цветовой тон сдвигается к жёлтому и голубому. Наверное вы замечали, что при выбеливании тёплые цвета начинают желтеть, а холодные голубеть. Из этого эффекта кстати можно извлечь неплохой урок: в тёмных помещениях или на тёмном фоне заметнее всего будут выглядеть основные цвета(красный, зелёный или синий).
    cvetovoi_ton-iarcost.jpg
    Вот небольшая схема памятка, как ведут себя цветовые тона при изменении яркости
  • В третьих можно объяснить феномен хроматической адаптации. Вы замечали, что даже глядя на иллюстрацию или сайт с вырвиглазной гаммой, спустя 30 секунд всё становиться не так уж плохо: насыщенность цветов снижается, тёмное светлеет, а светлое темнеет, тёплые цвета становятся более холодными и наоборот. Всё потому, что все три компонента цвета стремятся к равновесию. (с физиологической точки зрения наши колбочки просто устают постоянно воспринимать один и тот же раздражитель)
    virviglaz.jpg
    Посмотрите 30 секунд. А! Неплохо да?! С учётом что на отрисовку ушло 3 секунды.
  • В четвёртых теперь понятен эффект одновременной цветовой индукции, а именно, почему если поместить зелёный круг на красный фон, он будет выглядеть ярче, нежели если бы он был на фоне любом другом.
    odnovremennyy-kontrast.jpg
    Сравните левую и правую часть

    Просто наши "красные" рецепторы возбуждены слишком сильно, что порождает сильный контраст. Этот эффект утомителен для глазок (поэтому обычно говорят "режет глаз"), а потому есть и методы борьбы с ним:
    1) добавить небольшое кол-во одно цвета другому
    2) осветлить или затемнить всё сочетание
    3) добавить в оба равные порции хроматического цвета

Такс, через это препятствие перепрыгнули, бежим дальше! К вечеру будут ещё статьи, хочу уже поскорее закончить, ведь впереди ещё много-много всего нужно рассказать.

Всем спасибо, все свободны.